Второе Послание Иоанна

Послания Апостолов
Второе Иоанна
Любить других в рамках, которые определяет истина

Кто автор этой книги?

В этом письме Иоанн не обозначил себя своим именем, вместо этого он применил к себе термин «старец или старейшина» (2 Иоанна 1:1). Были некоторые споры относительно того, какой именно Иоанн написал это послание: автор, по имени Старец Иоанн (3 Иоанна также начинается) или это был апостол Иоанн, который применял к себе это звание. Однако, относительно самой ранней церковной традиции от второго века и далее, полностью в унисон свидетельствовала о том, что это послание и его компаньон – Третье Послание Иоанна были написаны апостолом, а не таинственным и неизвестным старцем церкви. И кстати говоря, тот факт, что апостол применяет к себе термин «старец/старейшина», вовсе не был беспрецедентным, именно этот термин Петр тоже использовал в своем послании (1 Петра 5:1 Новый Русский Перевод).

Где происходили все события?

Иоанн очень мало уделил внимания описанию деталей в коротком послании, которое мы называем Вторым Посланием Иоанна. Ничего из описываемых в письме Иоанном обстоятельств не поставило бы под сомнение читателей того времени, что письмо не предназначено для церквей, которым посвящалось Первое Послание Иоанна. Апостол адресовал письмо «к избранной госпоже и детям ее», таинственная фраза, которая широко обсуждается (2 Иоанна 1:1). Это относится либо к реальной женщине, либо служит метафорой для церкви. В любом случае, будь то небольшая семейная группа, объединенная кровными узами, будь то большая группа, объединенная вероисповеданием, - применение этого послания неизменно. Учитывая тематическое сходство этого письма с Первым Посланием Иоанна, мы можем смело предположить, что Иоанн писал с Патмоса примерно в 90 году нашей эры.

Почему Второе Послание Иоанна имеет важное значение?

Второе Послание Иоанна ясно проясняет, какую позицию мы должны занимать по отношению к врагам истины. В то время как Первое Послание Иоанна сосредоточено на нашем общении с Богом, Второе Послание Иоанна в свою очередь сосредоточено на защите этого общения от тех, кто учат неправде.  Апостол Иоанн зашел настолько далеко, что он предостерегает своих читателей от того, чтобы принимать лжеучителей и даже не приветствовать их (2 Иоанна 1:10). Те, кто принимал лжеучителей, они часто принимали их ложное учение и путь, поэтому Иоанн стремился сохранить верующих непорочными от пятна лжи и ереси.

Какова общая картина?

Иоанн начал свое второе послание, провозглашая свою любовь к «избранной госпоже и ее детям», разделяя эту любовь с теми, кто знает истину (2 Иоанна 1:1). Из полученных им сообщений он понял, что эти верующие следовали учению Христа. Он подытожил такой образ жизни призывом «любить друг друга» (2 Иоанна 1:5), что является прямой ссылкой на две великие заповеди Иисуса – любить Бога и любить своего ближнего (Матфея 22:36-40; Иоанна 13:34).

Другими словами, те, кто ходят в истине, являются людьми, которые любят других. Но они должны быть осмотрительны и внимательны к тем, кого они любят. Мошенники и лжеучителя проникли в церковь, это были люди, которые учили неправде в отношении личности Иисуса; они учили, что Он на самом деле не был человеком, а только казался таковым, что Он не воплощался в теле и не испытывал физических страданий. Эта ранняя ересь, называемая Докетизм, требовала от Иоанна самой жесткой и строгой реакции. Поэтому апостол предостерег истинных верующих избегать этих лжеучителей. Таким образом, Иоанн ободрил своих читателей не просто любить, но любить других в рамках, внутри которых позволяет истина.

Как мне применить это?

Усердное ободрение Иоанна верующих во 2-м Послании подразумевало любовь друг к другу. Однако Иоанн не оставил любовь без определения и он описал ее как «поступать по Его заповедям» (2 Иоанна 1:6). Это перекликается с учением Иисуса в Евангелии от Иоанна, где Господь сказал Своим последователям: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Иоанна 14:15).

Наша любовь находится в зависимости от нашего послушания. Когда мы не послушны, мы не проявляем любовь. Мы часто думаем, что наше послушание Богу влияет только на нас самих, но это не так. Наши действия и поступки, будь то послушание или непослушание, имеют косвенные последствия, выходящие далеко за пределы нашего собственного ограниченного видения обстоятельств.

Рассмотрите свою жизнь. Каким образом ваше послушание или непослушание могут влиять на ваши отношения с ближайшими родственниками? Второе Послание Иоанна напоминает нам не только об опасности отклонения от истины, но также о важности сделать послушание Богу приоритетом в нашей жизни, как для самих себя, так и для тех, кто нам наиболее дорог и близок.

 

Задайте вопрос
Задайте свой вопрос