Кто автор этой книги?
Имя Луки не встречается в этом Евангелии, но несмотря на это, древняя христианская традиция единодушно приписывает ему эту книгу. Один древний пролог, написанный для того, чтобы представить Евангелие, описывает Луку как сирийца из Антиохии. С помощью этих данных мы можем сделать вывод, что Лука, вероятно, не был евреем. Также Павел перечислял его в списке с другими язычниками в своем приветствии в Послании к Колоссянам (4:14). Древний пролог также утверждает, что в конечном итоге Лука поселился в греческом городе Фивы, где он умер в возрасте 84 лет.[1]
Само введение в Евангелии от Луки указывает на то, что Лука написал письмо с целью обеспечить тщательное отображение событий жизни Христа в хронологическом порядке. Лука, как врач, был обучен внимательно обозревать – качество, которое было неоценимым в этом проекте. Результатом стала первая часть двухтомной работы, написанной Феофилу. Второй том мы знаем как Деяния Апостолов.
Где происходили все события?
Датирование Евангелия от Луки во многом зависит от датирования Деяний. Второй том Луки обрывается с Павлом, заключенным в тюрьму в Риме до его смерти (68 г. н.э.) и даже до начала гонений на христиан, которое началось при Нероне (64 г. н.э.). Само собой разумеется, что Евангелие от Луки, будучи первым томом, было завершено до книги Деяний. Но когда?
Деяния 21:17 указывает на то, что Лука сопровождал Павла во время последнего визита апостола в Иерусалим, который произошел в 57-58 годах нашей эры. Вскоре после этого евреи арестовали Павла в храме, затем двухлетнее тяжелое время испытаний, которое в итоге закончилось заключением Павла в Кесарии. Вероятно, в этот период времени, когда Лука был отделен от Павла, он начал собирать информацию для написания Евангелия от первоисточников – тех людей, которые были прямыми свидетелями служения, смерти и воскресения Иисуса. Если бы Лука начал писать свое Евангелие вскоре после того, как собрал необходимые данные, то скорее всего, оно было бы завершено около 60 года нашей эры, после того, как Павла перевели в римскую тюрьму.
Почему Евангелие от Луки имеет важное значение?
Интерес Луки к людям неоспорим. Большая часть уникального материала в Евангелии от Луки включает то, как Иисус взаимодействовал с людьми, многие из которых находились на границе «приемлемого» общества – грешники, женщины и дети среди них. Также как и Матфей, и Марк, Лука описал случай, когда женщина пришла, чтобы помазать миром (ароматным маслом) ноги Иисуса. Но Лука - единственный автор Евангелия, который указал на тот факт, известный всем присутствующим, что та женщина была грешницей, то есть распущенной (Лука 7:37). Аналогично, только в Евангелии от Луки мы находим беседу между разбойниками, распятыми вместе с Иисусом, один из которых защищает Иисуса и получает обещание рая. Лука изображает Христа как нашего Господа, который стал человеком для того, чтобы послужить и проявить сострадание ко всем людям, независимо от их жизненного положения.
Какова общая картина?
Подобно тому, как Матфей изображает Иисуса как Царя и как Марк раскрывает Его как Слугу, так и Лука предлагает уникальную перспективу Иисуса как Сына Человеческого. Эта фраза «Сын Человеческий» была любимым способом Иисуса говорить о Себе.
Пожалуй, одним из самых известных среди уникальных людей, описанных в Евангелии от Луки, является сборщик налогов Закхей – человек невысокого роста, которому пришлось взобраться на дерево для того, чтобы сквозь толпу людей увидеть Христа, Который проходил через его город. Все закончилось тем, что Иисус разделил трапезу с Закхеем в его доме, что сильно огорчило местных религиозных лидеров. Когда Закхей выразил сожаление по поводу своего прежнего образа жизни и пообещал возместить всем убытки, Иисус ответил фразой, которая стала темой Евангелия от Луки: «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Луки 19:10). В своем Евангелии Лука изобразил Иисуса как идеального Человека Божьего, который предлагает спасение всему человечеству – иудеям и язычникам.
Как мне применить это?
Насыщенное описание Лукой Иисуса имеет огромное значение для наших отношений с Богом. В Евангелие от Луки Иисус изображает Свою глубокую и постоянную заботу о людях, независимо от того, что они сделали или их статуса в обществе.
Верите ли вы в то, что Бог вас любит независимо от того, что вы сделали? Тот факт, что вечный Сын Божий снизошел, чтобы унизить Себя, принять человеческую плоть, подвергнуть Себя человеческим ограничениям и служить людям в телесной форме, ясно показывает нам насколько Бог небезразличен к нам, насколько Он заботится о нас и также показывает нам, как нам следует заботиться о других.[1] Helmut Koester, Ancient Christian Gospels: Their History and Development (Harrisburg, Pa.: Trinity Press International, 1990), 335. (Accessed on Google Books, March 25, 2010.)