Кто автор этой книги?
Название книги Деяний происходит от греческого слова праксис (Πραξεις), которое часто использовалось в раннехристианской литературе для описания великих дел апостолов или других знатных верующих. Это название точно отражает содержание книги, которая представляет собой серию кратких рассказов, описывающих жизни ключевых апостолов (особенно Петра и Павла) в течение десятилетий и событий, следующих после вознесения Христа на небеса.
Отождествление Луки как автора этой книги в древние времена не вызывало сомнений. Согласно Луки, книга показывает ясное движение вперед, потому как она начинается с того места, на котором остановилось Евангелие от Луки. Древний пролог к Евангелию от Луки говорит о том, что Лука сначала был последователем апостолов, а затем сблизился с Павлом.[1] Таким же образом раскрывается книга Деяний, начиная с Петра и заканчивая Павлом. Лука даже начал говорить от первого лица во множественном числе во второй части Деяний, когда он путешествовал по Римской империи вместе с Павлом (Деяния 16:10).
Где происходили все события?
Книга Деяний внезапно заканчивается тем, что Павел заключен в тюрьме в Риме, ожидая подачи апелляции Цезарю. Стоит отметить, что Лука не упомянул смерть Павла (64-68 г. н.э.), не упомянул гонения и преследование христиан, вспыхнувшие при Нероне (64 г. н.э.) в этой части истории раннехристианской церкви. Вероятнее всего Лука окончил книгу до того, как произошло какое-либо из этих событий, где-то между 60 и 62 гг. нашей эры, пока Павел сидел в тюрьме, ожидая решения в отношении его апелляции.
Почему книга Деяния апостолов имеет важное значение?
Книга Деяний – это единственная книга в Библии, в которой описывается история церкви, начиная сразу с вознесения Иисуса. Таким образом, она дает нам ценную информацию о том, как церковь смогла расти и распространяться из Иерусалима в остальные части Римской империи. Всего за три десятилетия небольшая группа испуганных верующих в Иерусалиме превратилась в известное по всей империи движение, состоящее из людей, посвятивших свою жизнь Иисусу Христу; и заканчивая книгу на высокой ноте, в конце Павел готовится к тому, чтобы рассказать Благую Весть высшему правительственному чиновнику на земле – Императору Рима.
Какова общая картина?
Деяния можно искусно разделить на две части, первая из которых посвящена главным образом служению Петра в Иерусалиме и Самарии (Деяния 1-12), а вторая следит за Павлом в его миссионерских путешествиях по Римской империи (Деяния 13-28). Книга имеет важное значение, потому как ведет хронику распространения Евангелия не только географически, но и культурно. В этой книге отмечен переход от распространения Евангелия исключительно еврейской аудитории, когда Петр проповедовал небольшой группе в верхней комнате, к распространению Евангелия среди язычников, главным образом, через служение апостола Павла. Лучше всего переход иллюстрируется видением Петра, в котором он услышал голос, говорящий ему «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деяния 10:15). Это заставило Петра поделиться Благой Вестью со многими язычниками. Бог хочет, чтобы Его послание надежды и спасения распространялось на всех людей – «в Иерусалиме и во всей Иудее и в Самарии и даже до края земли» (Деяния 1:8).
Как мне применить это?
Какими возможностями вы можете воспользоваться в предстоящие дни для того, чтобы поделиться Благой Вестью? Этот вопрос возникает в голове, когда вы читаете книгу Деяний. Практически в каждой главе апостолы Петр или Павел усердно делятся с отдельными людьми или группами людей Благой Вестью. Изображенные в Деяниях апостолы демонстрируют поразительный контраст от неуверенных и не знающих куда идти и что делать учеников из Евангелий до сияющих евангелизационным рвением последователей Иисуса Христа. Очевидно, что вера апостолов в смерть и воскресение Иисуса силой Святого Духа произвела заметное изменение в их сердцах.
Слишком часто наша собственная жизнь не отражает такого рода изменения. Мы боремся со страхами по поводу того, как другие отреагируют на нашу веру или с тем, чтобы найти достаточно времени вырваться из собственной рутины, чтобы вложить в жизнь кого-то другого, кому нужно Евангелие. Позвольте Деяниям ободрить вас, укрепить ваши отношения с Богом, чтобы вы со смелостью и усердием апостолов прославили имя Христа, сделав Его известным другим.[1] Helmut Koester, Ancient Christian Gospels: Their History and Development (Harrisburg, Pa.: Trinity Press International, 1990), 335. (Accessed on Google Books, March 25, 2010.)